Шахматы

Безвестный изобретатель шахмат– был мудрецом. Он заложил в свою игру многие качества, сделавшие ее бессмертной:
- простоту правил и безграничные возможности,
- ясную цель и трудность ее достижения,
- строгую логику и парадоксальные исключения.

Он создал маленькую модель настоящей жизни с ее радостями и огорчениями. И все это облек в форму соревнования умов и характеров, задев сокровенную струну человеческой натуры – потребность в спортивном соперничестве.
Шахматы – благородная игра, стоящая на грани искусства и науки. Но это еще и испытание воли, выдержки, наконец – мастерства. И если секрет вечной молодости шахмат в их многогранности и неисчерпаемости, то секрет мастерства в знаниях и опыте.

Технологическая революция, в эпоху которой мы живем, стремительно меняет образ жизни людей. Появляются новые увлечения, поток информации захлестывает нас. Но шахматы вовсе не затерялись в суматохе жизни XXI века, а стали играть важную роль в процессе воспитания детей. Во многих странах мира и в ряде регионов России шахматы входят в школьную программу – предмет основной учебной сетки или же в качестве факультатива.
Опыт последних лет показывает, что уроки шахмат в начальной школе положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка, как память логическое мышление, внимание и воображение, развивает усидчивость, помогает выработке важных практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое до конца.

Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что к 6-7 годам ребенок овладевает знаковой системой языка. Потом осваивает процесс, который называется: «действие в уме». Результат действия в уме проявляется сразу в мыслях и не проявляется немедленно в движениях или словах. О таком умении говорят: «Этот человек умеет просчитывать на несколько шагов (ходов) вперед». Эта фраза пришла из шахмат, которые являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Эти способности формируются в 7-12 летнем возрасте. Поэтому, самый подходящий возраст для начала изучения шахмат – это первые, вторые классы общеобразовательной школы.

Важная особенность шахмат заключается и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. Этим шахматы принципиально отличаются от других видов спорта (в частности от игровых), где нарушение правил приводит лишь к штрафам, но не прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения. Ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

Половина обучающихся – учащихся музыкальной школы по различным специальностям: гитара, баян, духовые инструменты.

Согласно Положению о работе шахматной секции целью образовательного и воспитательного процесса является поэтапное обучение детей азам шахматной игры, методике ведения игры, планомерному усложнению решаемых задач, изучению шахматных партий мастеров, решению домашних задач и проведению шахматного турнира в конце года, как подведению итогов обучения за данный конкретный период учебы, а также определение победителей, награждение всех участников Дипломами и Грамотами администрации ДШИ.

Мы убеждены, что процесс обучения шахматам и музыке будет способствовать более успешному обучению детей и в других областях человеческой деятельности.

Преподаватель:
Шупик Николай Павлович